Профессиональное мастерство водителя включает не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению транспортным средством.

Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем Правил дорожного движения ошибочно. Во многих случаях (конечно, исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил) истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций, приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также принятия своевременных упреждающих действий. Однако такие навыки можно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций, возникающих в дорожном движении. Систематическое использование ситуационного метода при ежегодных занятиях с водителями позволяет закрепить у них определенные стереотипы поведения в дорожном движении: навыки распознавания опасных дорожно-транспортных ситуаций по их типичным признакам, быстрой и правильной оценки информации о конкретной ситуации и прогнозирования не только движения своего транспортного средства, но и действий других участников дорожного движения, навыки выбора наиболее правильных решений по предупреждению ДТП.

Опыт показывает, что ситуационное обучение дает положительный эффект как при первичной подготовке, так и при систематическом обучении водителей, обладающих любым стажем работы.

Безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ и Правила дорожного движения в 2023 году, организации всех форм собственности, эксплуатирующие автомобили как для производственной деятельности, так и для внутренних нужд, несут следующие обязанности по организации дорожной безопасности:

  • Иметь в штате специалиста,  ответственного за дорожную безопасность
  • Создать условия для повышения квалификации в области БДД всем работникам, связанным с эксплуатацией автотранспорта

Порядок:

  • водители профессионалы повышают своё профессиональное мастерство путём занятий по программе «Ежегодные занятия с водителями юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом» один раз в год, что не исключает прохождения ими инструктажей по БДД, стажировок на рабочем месте
  • работники, имеющие среднее специальное (для руководителей и ответственных специалистов — высшее) образование транспортного профиля, входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», проходят первичную подготовку в течение 1 месяца с момента заключения с ними трудового договора и далее повышают свою квалификацию раз в 5 лет
  • работники, имеющие среднее специальное или высшее образование нетранспортного профиля, прежде чем занимать должности контролёра, диспетчера и подобные, должны пройти профессиональную переподготовку в объёме не менее 250 часов с присвоением соответствующей квалификации, и только потом могут приступать к выполнению таких обязанностей. В дальнейшем они также проходят повышение квалификации раз в 5 лет
  • в случае совмещения одним работником нескольких должностей (например, контролёр по выпуску ТС является также и диспетчером) обучаться ему необходимо по каждой из них
  • Руководители и специалисты, на которых возлагаются обязанности ответственного за БДД, помимо соответствующего обучения, раз в 5 лет проходят аттестацию в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта»

Для остальных аттестация не требуется.

Для чего нужно обучаться:

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
  • Если инженер по БДД, диспетчер, контролёр технического состояния ТС или другой сотрудник, выполняющий его обязанности, не прошёл курсы ответственного за безопасность дорожного движения и аттестацию (не имеет документов установленного образца), то квалификация его не соответствует нормативным требованиям. Допускать такого специалиста к работе нельзя, и его необходимо направить на учёбу. На период прохождения обучения сотрудника отстраняют от работы.
  • Отсутствие на предприятии аттестованных и обученных должным порядком лиц может явиться основанием для проверки со стороны контролирующих органов и наложения штрафа в рамках ст. 12.31.1 КоАП: в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
  • На предприятиях, не оказывающих транспортных услуг, а использующих автомобили исключительно для внутреннего пользования, назначение и обучение ответственных лиц также необходимо. То есть, если на предприятии есть хотя бы один автомобиль, который используют для перевозок пассажиров, например директора, либо грузов, например доставки корреспонденции, назначьте ответственного за БДД.

Ежегодные занятия с водителями юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих перевозки автомобильным транспортом предназначены для повышения профессионального уровня по обеспечению безопасности дорожного движения и мастерства водителей при эксплуатации автотранспорта.

Цель: формирование знаний и навыков,  необходимых для обеспечения безопасного дорожного движения

Категория слушателей:

    Лица, замещающие должности (претендующие на замещение должностей) водителя транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Слушателями являются лица, имеющие право управления транспортными средствами установленной категории

Продолжительность обучения: 20 часов

Документ, выдаваемый после окончания обучения: протокол проверки знаний